Головна Блог ... Новини Заплати мобилкой: что дадут украинцам новые правила для мобильщиков Заплати мобилкой: что дадут украинцам новые правил...

Заплати мобилкой: что дадут украинцам новые правила для мобильщиков

Відключити рекламу
Заплати мобилкой: что дадут украинцам новые правила для мобильщиков - tn1_0_74215100_1499339778_595e1c02b538e.jpg

Сумма комиссии при оплате мобильным будет ниже, чем при использовании банковской карты.

Украинцы смогут вернуть предоплату за услуги мобильной связи. На днях Кабмин принял изменения в -2012-r-295/" rel="nofollow" target="_blank">постановления №1740 от 1998 г. и в №295 от 2012 г., которые позволяют это делать. Теперь люди могут использовать свой мобильный счет не только для платежей мобильных операторам, но и для денежных переводов или покупок товаров и услуг.

«Изменения позволяют оператору возвращать неиспользованный аванс анонимному абоненту предоплаченной связи без проведения идентификации, в случае если эти средства пойдут на оказание финансовых услуг абоненту финансовым институтом», — уточнил руководитель направления финансовых услуг Vodafone Украина Дмитрий Коваль.

Вспомните новость: Кошелек в телефоне: Кабмин снял ограничения для мобильных платежей

Заплатить «балансом»

Впрочем, использовать бесконтактный интерфейс телефона и кошелек (приложение в телефоне) как платежное средство (канал, инструмент для платежа) можно и сейчас. При этом используются деньги с банковского счета в платежных терминалах, позволяющих бесконтактно «общаться» с телефоном и принимать оплаты. Эта схема работает у десятков банков на телефонах с Android.

«Теперь появился мост между деньгами, которые клиент вносит на счет оператора и возможностью клиента в последующем использовать эти средства для оплаты за товары и услуги, мост между телеком-операторами и представителями финсектора. Мост между людьми, проживающими в местах, где не представлены отделения банков к современным финансовым сервисам и безналичным платежам», — отметила ведущий специалист по связям с общественностью компании Киевстар Ирина Леличенко.

Теперь мобильщики могут в прямой связке с банками предоставлять услуги по перечислению денег, находящихся на мобильных счетах людей.

«Для потребителя это означает, что посредник (телекомкомпания) не будет для финансовой операции взимать с клиента и оплачивать в бюджет налоги, предусмотренные при оплате и использовании клиентом услуг связи», — уточнил директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.

Вспомните новость: Прогноз: К 2019 году почти 5 млрд человек будут пользоваться мобильными платежами

Посоревнуются с банковскими тарифами

Каждый оператор может по-своему предоставлять эти услуги. Расчеты смогут осуществляться, например, с помощью системы электронных кошельков: для перечислений денег, людям придется заходить в них и давать соответствующие команды.

То есть сначала человек с мобильного счета возвращает средства в электронный кошелек, а затем уже с него рассчитывается за что захочет. За все эти перечисления будут взиматься стандартные банковские комиссии (обычно до 1%).

«Комиссии для пользователей зависят от ряда факторов, в том числе от желаний продавца услуги или товара. Некоторые торговцы «покрывают» комиссию за свой счет, в этом случае для клиентов сервис бесплатен. Некоторые оставляют оплату комиссии «на плечах» своих клиентов», — заметила Ирина Леличенко.

"За" и "против"

При этом, говорят эксперты, принятых изменений пока еще недостаточно для полноценного развития рынка мобильных платежей, его сдерживает 5 ключевых факторов:

  1. Не принятие нового закона об электронных деньгах, который разрешал бы финансовым компаниям эмиссию электронных денег наравне с банками.
  2. Сложность процедуры согласования правил электронных денег.
  3. Зачастую недоверие людей старшего возраста к электронным способам расчетов.
  4. Отсутствие инфраструктуры приема платежей за пределами областных и районных центров
  5. Отсутствие единого стандарта платежных квитанций за коммунальные услуги.

Вспомните новость: Генпрокуратура обвинила “Киевстар” в уклонении от уплаты налогов на более чем 2,3 млрд грн

К положительным моментам, двигающим мобильные платежи в нашей стране эксперты относят следующие:

  1. Рост количества смартфонов (например, в сети Vodafone уже 42% клиентов пользуются смартфонами, за последние два года этот показатель увеличился больше чем в полтора раза) и в принципе увеличение популярности различных цифровых сервисов.
  2. Внедрение электронных билетов: на транспорте, в кино, театрах и т.д.
  3. Развитие покрытия 3G, а также вероятный запуск 4G в 2018 году;
  4. Удобство и быстрота электронных расчетов.
  5. Дороговизна микротранзакций для банков, что, по сути, дает зеленый свет операторам мобильной связи, для которых стоимость такой операции может обойтись значительно дешевле.

В случае принятия Верховной Радой изменений в платежное законодательство (законопроект №5361-д был повторно направлен ВР в июне 2017 г.) телеком также сможет обратиться в Нацбанк за получением лицензии платежного учреждения, и, самостоятельно выпускать платежные карты, электронные деньги, открывать кошельки, а также проводить расчеты непосредственно с абонентских лицевых счетов.

Операторы хотят конкурировать с банками, их инструментами и услугами, в том числе и за счет более выгодных тарифов, уверяют эксперты.

Мобильные операторы переманивают клиентов у банков

Национальный банк Украины предоставил лицензию на перевод средств в национальной валюте дочерней структуре мобильного оператора Киевстар, компании Стармани.

Киевстар легализовал перевод денежных средств через телефоны, в планах компании также начать кредитование клиентов.

Национальный банк Украины предоставил лицензию на перевод средств в национальной валюте дочерней структуре мобильного оператора Киевстар, компании Стармани. Разрешение на переводы регулятор предоставил компании 10 июня текущего года, об этом говорится на официальном сайте НБУ.

Лицензия НБУ позволит клиентам мобильного оператора осуществлять переводы средств с мобильного счета. Согласно требованию НБУ, без идентификации клиентов переводы возможны на сумму, не превышающую ₴15 тыс., в противном случае компания обязуется вносить информацию о клиенте в документы на перевод. Также клиенты смогут получать платежи в пользу третьих лиц, более широко использовать терминалы приема платежей и осуществлять операции в сфере оборота электронных денег.

Вспомните новость: КРЕДИТНЫЕ КАРТОЧКИ – ДОБРО ИЛИ ЗЛО?!

“Я уже неоднократно говорил, что телеком-операторы должны трансформироваться. Весь мир становится digital [цифровым], и попытки заработать на голосовых услугах – пережиток прошлого. Kyivstar движется вперед, и у нас есть очередное тому доказательство, – комментирует президент Киевстар Петр Чернышов получение лицензии. – Ну вот представьте, ваша банковская карта и кошелек теперь в вашем мобильном. Оплачивайте любые услуги – от коммуналки до штрафов, покупайте билеты и товары, переводите деньги родным и друзьям. Все быстро, просто и в смартфоне”.

Все секреты относительно планов и продуктов в Киевстар пока разглашать отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако уточняют, что получение лицензии способствует активизации не столько переводов денежных средств, сколько платежей.

“С абонентского счета можно будет оплачивать в режиме онлайн услуги, цифровые сервисы, товары, перечислять денежные средства в пределах Украины, в том числе, используя как источник средств скретч-карты, терминальные сети наших партнеров, насчитывающие свыше 100 тыс. точек”, – делится руководитель департамента мобильных финансовых услуг и казначейства Киевстар, директор Стармани Тарас Горкун.

Фактически, речь идет о начале запуска “электронных кошельков” для мобильных абонентов на базе их счетов. Функциональность такого “кошелька” в мобильном телефоне аналогична использованию расчетного счета в банке.

Экспансия в финансовый мир

Системы электронных денег появились в Украине еще в начале 2000-х. Сейчас таких зарегистрированных финкомпаний уже 43, из них за 2016 год – 10. По неофициальным данным, за год через них проходит около ₴5 млрд, а потенциал микроплатежей оценивается в сотни миллиардов гривен.

Первой небанковской финансовой организацией, получившей лицензию на перевод средств, была Глобалмани, которая является крупнейшим оператором на сегодня. Эмитентом средств в Глобалмани выступает государственный Ощадбанк. А Киевстар стал первым мобильным оператором, который зайдет на этот рынок.

В спину ему уже дышит основной конкурент – МТС-Украина, который с прошлого года работает как Vodafone. В августе прошлого года с целью использования сервисов электронных платежей компания зарегистрировала торговую марку M-Pesa [мобильные деньги] В Украине (впервые представлена в 2007 году в Кении и Танзании как модель бесфилиального банкинга).

Сервис позволяет пользователям вносить и снимать деньги, осуществлять денежные переводы, оплачивать товары и услуги с помощью мобильных телефонов. Как уже сообщала глава Vodafone Украина Ольга Устинова, услуга так называемой мобильной коммерции – новая для Украины технология, но компания движется в направлении ее широкого внедрения.

Вспомните новость: 7 ситуаций, при которых банк будет блокировать выдачу наличных - нововведения НБУ

“Чуть позже расскажем о тех услугах, которые предложим. Но то, что это услуги будущего, причем очень близкого, – точно. В течение года все операторы пойдут туда, и первыми будут технологии, которые позволят совершать мобильные платежи”, – говорит она.

В первую очередь, для мобильных операторов это ответ на современные запросы их клиентов, а значит, возможность привлечь новых абонентов или хотя бы не потерять имеющихся. Кроме того, это еще и “немного доходов с транзакций”, как говорит Горкун.

Размеры своего “немного” он не уточняет, однако услуга мобильных денег до сих пор достаточно динамично развивалась. За три года сервисом воспользовались около миллиона абонентов Киевстар, которые совершили свыше четырех миллионов транзакций. А специальное мобильное приложение для смартфонов установили более 17 тыс. украинцев.

За банковский перевод сейчас Киевстар взимает комиссию, которая уменьшается в зависимости от роста суммы, например, 8% за перевод ₴100 или 4% – за ₴1000. Услугами оператора Киевстар в настоящее время пользуются более 26 млн абонентов мобильной связи и фиксированного интернета.

Де-факто операторы занимаются микроплатежами уже давно и находятся в бизнесе транзакций с момента, когда стартовали Prepaid (система расчетов, предусматривающая предоплату) и когда появились онлайн-взаиморасчеты.

И таким образом, как говорит директор Департамента развития инноваций и интеллектуальной собственности Министерства экономразвития и торговли Елена Минич, мобильные операторы фактически зашли в сферу деятельности финансовых компаний, в том числе банков.

Последнее было бы фактически невозможно, если бы не обязательства Украины перед ЕС в рамках платежной директивы, которую стороны пересмотрели в октябре прошлого года. Соглашение предусматривает, что на рынке финансовых услуг не только должны, но обязаны работать небанковские, в т.ч. нефинансовые учреждения.

Так, на рынок электронных денег МТС пытается зайти уже полтора года, столько же времени потратили в Киевстар Причина в бюрократии: нужно получить лицензии в Нацкомфинуслуг и в НБУ, зарегистрировать правила системы электронных денег, создать компанию с уставным капиталом (в случае Стармани – это ₴7 млн) и т.п. Зайти на рынок электронных денег официально, не иначе как через финансовую компанию, у операторов нет возможности.

Напомним, Киевстар запустил услугу “Мобильные деньги” еще в 2013 году. В сотрудничестве с EasyPay компания предоставила возможность абонентам совершать микроплатежи с мобильного. А в 2015 году телекомоператор решил развивать “мобильные деньги” на базе собственной IT-платформы и в августе прошлого года зарегистрировал собственную компанию Стармани.

Згадайте новину: У НБУ нагадали власникам платіжних карток, як не стати жертвами шахраїв

Кроме того, согласно украинскому законодательству, оператор мобильных денег должен стать участником платежной системы и заключить договор с аккредитованным в НБУ банком, который будет осуществлять эмиссию электронных денег. В результате тендера Киевстар отобрал сразу два банка-партнера для своего проекта. Ими стали итальянский Правэкс-Банк и государственный Укргазбанк. Наличие двух банков, как объясняет Горкун, обеспечит надежность и безопасность операционной модели и денежных средств клиентов “при любых внешних обстоятельствах”.

И даже после этого, как говорят в компании, для полноценного запуска услуг Киевстар еще должен пройти ряд согласовательных процедур. “Мы надеемся, что вместе с нашими партнерами сможем завершить все необходимые формальности в течение нескольких месяцев”, – говорит Горкун.

“На европейском рынке, имея соответствующие финансовые возможности и продукт, вы сможете за один-два месяца зайти на рынок. И это основная проблема для Украины – платежная система не развивается с той скоростью, как в Европе”, – говорит директор межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов.

Не в своих водах

Усиление конкуренции между банками и финтехкомпаниями – горячая тема, часто обсуждаемая среди банкиров. Уже сейчас это напоминает перетягивание одеяла, говорит председатель правления UniCredit Bank Тамара Савощенко: “Хотя пока банки считают, что им ничего не угрожает и они могут сидеть спокойно”.

Однако в перспективе двух лет, по ее ожиданиям, финтехкомпании будут наращивать свой вес, и конкурентам придется искать модели эффективного взаимодействия. “Прежде всего, банкам, так что вряд ли в ближайшие два года банки смогут инвестировать значительные суммы в развитие новых технологий, а развивать их нужно”, – говорит Савощенко.

Подтверждает прогноз банкира и Минич, по ее словам, отказ клиентов от банковских услуг в пользу мобильных операторов – это общемировая тенденция. И в первую очередь она наблюдается в тех регионах и странах, где банковская система не имеет либо необходимого уровня проникновения, либо необходимого уровня доверия у населения, по сравнению с мобильной связью.

“За период кризиса у нас сколько банков закрылось [за 2014-й – пер. пол. 2016 г. с рынка выведены 80 учреждений]? А сколько мобильных операторов [ни один]? В таких условиях доверия все же больше к операторам”, – говорит она.

Плюс с развитием новых технологий упрощается доступ клиентов к транзакциям, больше не нужно ходить в банк, достаточно достать из кармана телефон. А с внедрением удаленной системы идентификации клиента, которое НБУ и Сбербанк анонсировали в июне 2016-го, доступ клиентов к финансовым и административным услугам в режиме онлайн еще больше отдалит украинцев от традиционного банкинга.

Згадайте новину: НБУ спрощує порядок відкриття рахунків банками

“После получения лицензии Киевстар официально заходит в мир финансовых услуг и в перспективе сможет даже давать микрокредиты”, – говорит Минич.

Вопрос кредитов, по словам Горкуна, в Киевстаре действительно изучают. “В любом случае такой продукт, если будет запускаться, будет предоставляться совместно с банками-партнерами на базе скоринговых моделей компании Киевстар”, – говорит он.

По словам Карпова, на сегодня платежная евродиректива предусматривает, что компания, предоставляющая платежные услуги, может в различных комбинациях предоставлять кредит сроком до 12 месяцев в рамках своего продукта. Однако другие платежные инструменты, как то платежные карточки, платежные поручения и т.п., являются исключением и требуют дополнительного юридического урегулирования и разрешения. На что, учитывая украинскую бюрократию, надеяться не приходится.

Есть в планах Киевстара и еще один, на сегодня исключительно банковский продукт – а именно бесконтактные платежи. “Это в наших планах, но, к сожалению, проникновение устройств с NFC-модулем [технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия] пока очень невелико в Украине. Есть более востребованные сервисы, которые мы запустим первыми”, – уточняет Горкун.

Автор: Денис Вергун

Источник: Украинский Бизнес Ресурс

  • 2203

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 2203

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні новини

    Дивитись усі новини
    Дивитись усі новини
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст