Головна Блог ... Новини Зачастую фискальные органы необоснованно принимают решения об аресте имущества налогоплательщика на основании недопуска к проверке или отказа от ее проведения Зачастую фискальные органы необоснованно принимают...

Зачастую фискальные органы необоснованно принимают решения об аресте имущества налогоплательщика на основании недопуска к проверке или отказа от ее проведения

Відключити рекламу
Зачастую фискальные органы необоснованно принимают решения об аресте имущества налогоплательщика на основании недопуска к проверке или отказа от ее проведения - tn1_0_58938800_1474832294_57e827a68fe8f.jpg

Положениями части 1 статьи 94 Налогового кодекса (НК) Украины установлено, что административный арест имущества налогоплательщика является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом.

Согласно части 2 статьи 94 НК Украины, арест имущества может быть применен при установлении соответствующих обстоятельств, в том числе в случае, если налогоплательщик отказывается от проведения документальной или фактической проверки при наличии законных оснований для ее проведения или отказывает в допуске должностных лиц контролирующего органа.

В соответствии с частью 2 статьи 81 НК Украины в случае отказа налогоплательщика и/или должностных лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) в допуске должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки составляется специальный акт, удостоверяющий факт отказа (акт об отказе в допуске или акт о недопуске к проверке), то есть законодатель предусмотрел среди условий, при которых может быть применен арест имущества налогоплательщика, недопуск к проверке и отказ от ее проведения.

Вспомните новость: Только 7% украинцев уплатили налог на недвижимость

Таким образом, украинским законодательством установлена обязанность налоговых органов по составлению такого акта в случае отказа налогоплательщика от проведения проверки или отказа в допуске должностных лиц этих органов к ее проведению.

Фейковые основания

С целью применения административного ареста имущества неугодного плательщика фискальный орган создает желаемые основания для вынесения решения об аресте имущества. Такие примеры можно привести из практики проведения проверок.

Так, пред­ставители налоговой вручают под роспись уведомление о начале проведения проверки представителю лица, которое проверяется, на территории его помещений по зарегистрированному адресу. Таким образом, у сотрудников налоговой службы фактически нет оснований для оформления акта об отказе в проведении проверки или отказе в допуске должностных лиц налоговых органов к ее проведению. Но по этому адресу налогоплательщика отсутствует бухгалтерская документация либо ее часть за период, необходимый для проверки налоговой. Следовательно, налогоплательщик в силу объективных причин физически не может предоставить проверяющим требуемую документацию. В связи с этим инспектор налоговой службы составляет акты: о непредоставлении оригиналов документов, о невозможности проведения проверки или даже об отсутствии лица по налоговому адресу. После чего на основании одного или нескольких таких актов налоговый орган выносит решение о применении ареста имущества либо денежных средств плательщика.

Однако необходимо обратить внимание, что вышеупомянутые акты не могут содержать сведения об отказе плательщика от проведения проверки или об отказе в допуске должностных лиц налогового органа к проведению проверки. И в данном случае имеет место отсутствие надлежащих доказательств такого отказа либо недопуска, что служит прямым основанием для отмены судом необоснованного решения о применении административного ареста средств данного лица. При таких условиях основания для административного ареста средств плательщика, установленные частью 2 статьи 94 НК Украины, отсутствуют, и данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности постановлениями Высшего административного суда Украины от 20 мая 2015 года по делу № К/800/39952/13, от 25 января 2016 года по делу № К/800/35227/15 и от 31 мая 2016 года по делу № К/800/3513/15.

Вспомните новость: За неуплату налога на недвижимость оштрафуют даже без квитанции

Обжалование ареста

В некоторых случаях с целью обоснования ареста имущества после начала проведения проверки представители налоговой составляют акт о непредоставлении лицом оригиналов документов в ходе проведения проверки, в котором указывают о невыполнении требований запроса о предоставлении оригиналов документов, врученного налогоплательщику. Следует сказать, что такой запрос фискальная служба в 100 % случаев формирует с указанием либо нереального к исполнению срока (например, до конца рабочего дня в день получения либо на следующий день, зная, что бухгалтерская документация лица находится в другом городе), либо нереального перечня/периода требуемой документации. И здесь следует рассмотреть ситуацию более детально.

Право контролирующего органа на получение от налогоплательщика первичных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, предусмотрено нормами подпункта 20.1.6 пункта 20.1 статьи 20 НК Украины, согласно которому контролирующий орган имеет право запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с начислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

А вот правовые последствия непредоставления по требованию контролирующего органа первичных документов установлены пунктом 44.6 статьи 44 НК Украины, согласно которому в случае если до окончания проверки или в сроки, определенные в абзаце 2 пункта 44.7 этой статьи, налогоплательщик не предоставит должностным лицам контролирующего органа, проводящим проверку, документы (независимо от причин непредоставления, кроме выемки), подтверждающие показатели, отображенные налогоплательщиком в налоговой отчетности, считается, что такие документы отсутствовали у такого налогоплательщика на время составления отчетности.

Таким образом, непредоставление плательщиком запрашиваемых в ходе проверки документов не является основанием для принятия контролирующим органом решения о применении административного ареста имущества и средств плательщика и противоречит положениям подпункта 94.2.3 пункта 94.2 статьи 94 НК Украины. Эта позиция подтверждается Днепропетровским апелляционным административным судом в постановлении от 10 мая 2016 года по делу № 808/284/16.

Вспомните новость: Налоговики уточнили срок уплаты налога на недвижимость

Спорные методы

Среди используемых налоговой инспекцией методов встречается обоснование решения об аресте имущества отсутствием фактического нахождения плательщика по адресу его регистрации, о чем составляется соответствующий акт, датируемый периодом проведения проверки. По поводу мнения фискальных органов о том, что такой акт обосновывает применение административного ареста средств плательщика, следует отметить следующее.

Во-первых, отсутствие предприятия-плательщика по адресу регистрации не является основанием для применения административного ареста имущества плательщика, поскольку отсутствие плательщика по его налоговому адресу не свидетельствует об отказе от проведения проверки и недопуске к ней.

Во-вторых, если проверка началась и должностные лица налоговой инспекции вручили под роспись представителю плательщика по его адресу копию направления и приказа о проведении проверки, то акт об отсутствии предприятия и его должностных лиц по юридическому адресу предприятия, составленный в ходе проведения этой проверки, не может служить основанием применения административного ареста имущества.

Мнение судов подтверждает законность обжалования плательщиком ареста имущества в подобных случаях: в постановлении от 23 апреля 2015 года Днепропетровского окружного административного суда по делу № 804/5494/15 указано, что отсутствие предприятия по налоговому адресу при осуществлении выхода должностными лицами контролирующего органа с целью вручения должностным лицам предприятия копии приказа о проведении проверки и направлений на ее проведение не является отказом налогоплательщика от проведения такой проверки, поскольку налогоплательщик не был уведомлен о проведении проверки до ее начала. Это говорит об отсутствии сознательных действий предприятия, направленных на препятствование законной деятельности должностных лиц контролирующего органа во время исполнения ими служебных обязанностей и неисполнение законных требований должностных лиц контролирующего органа.

Автор: Татьяна Трикоза

Источник: Юридическая практика

Пользуйтесь консультацией: Если во время обыска у вас изъяли имущество. Инструкция действий

  • 1221

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 1221

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Подякувати Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні новини

    Дивитись усі новини
    Дивитись усі новини
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст