Головна Блог ... Новини Рассмотрение судами дел о перестройке или сносе объектов самовольного строительства Рассмотрение судами дел о перестройке или сносе об...

Рассмотрение судами дел о перестройке или сносе объектов самовольного строительства

  • Автор: 

    Автор не вказаний

  • 3

  • 0

  • 2737

Відключити рекламу
Рассмотрение судами дел о перестройке или сносе объектов самовольного строительства - tn1_rassmotrenie_sudami_del_o_perestroyke_ili_snose_obektov_samovolnogo_stroitelstva_588c8b2992b74.jpg

Суд, в соответствии с ч. 7 ст. 376 ГК Украины,по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, может принять решение о проведении перестройки недвижимого имущества,которое построено с существенным отклонением от проекта, что противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, с существенным нарушением строительных норм и правил.

О рассмотрении дел судами о перестройке или сносе объектов самовольного строительства поделилась д.ю.н., профессор, завед. кафедрой гражданского процесса, профессор кафедры гражданского права НУ «ОЮА» Нелли Юрьевна Голубева.

Суд может принять решение о сносе недвижимого имущества в случае, когда построившее его лицо, отказывается от проведения такой перестройки или когда такая перестройка невозможна. Снос осуществляется за счет виновного лица, которое, кроме того, возмещает расходы по приведению земельного участка в прежнее состояние.

Кроме того, лицо осуществившее (осуществляющее) самовольное строительство, обязано возместить затраты, связанные с приведением земельного участка к предыдущему состоянию.

При решении вопроса о том, является ли отклонение от проекта существенным и противоречащим общественным интересам или нарушающим права других лиц, суды должны в каждом случае выяснять, в частности, насколько построенное здание по размеру соответствует площади, этажности, размещению и другим условиям, предусмотренным проектом; как влияет допущенное нарушение с учетом местных правил застройки, общественных и частных интересов на планирование, застройку, благоустройство улицы, на удобство содержания смежных участков и тому подобное. Отсутствие соответствующей экспертизы, в случае необходимости ее проведения, может быть основанием для отказа в иске, при этом факт отклонения от проекта и нарушения строительных норм и правил должнодоказатьлицо, предъявившее иск о сносе самовольного строительства (ч. 7 ст. 376 ГК, ч. 1 ст. 60 ГПК) [1].

С учетом содержания этой статьи, в сочетании с положениями статей 16 386 391 ГК Украины,истцами по таким требованиям могут быть соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и другие лица, право собственности которых нарушены самовольным строительством.

По смыслу ст. 376 ГК Украины требования о сносе самовольного строительства другие лица могут заявлять при условии доказанности факта нарушения прав этих лиц самовольной застройкой. Такой вывод согласуется с нормами статей 3 15 16 ГК Украины, ст. 3 ГПК Украины, согласно которым каждое лицо имеет право на защиту своего гражданского права в случае его нарушения, непризнания или оспаривания (постановление Судебной палаты в гражданских делах Верховного Суда Украины от 19 ноября 2014 г. в деле № 6-180цс14).

Согласно положениям ст. 38 Закона № 3038-VI право на обращение в суд с иском о сносе самовольно построенных объектов градостроительства принадлежит также соответствующим инспекциям государственного архитектурно-строительного контроля. Такой иск может быть предъявлен в суд в случае, если лицо в установленный срок добровольно не выполнило требования, установленные в предписании об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил с определением срока для добровольного выполнения предписания, и/или если перестройка объекта невозможна. Рассматривая указанные иски в соответствии с требованиями указанной нормы и положений ч. 7 ст. 376 ГК, суды должны устанавливать, было ли выдано лицу, которое осуществило самовольное строительство, предписание об устранении нарушений, возможна ли перестройка объекта и отказывается лилицо, осуществившее самовольное строительство, от такой перестройки [1].

Относительно юрисдикции рассмотрения соответствующей категории дел, если истцами являются орган государственной власти или орган местного самоуправления, необходимо учитывать следующее. Часть 2 ст. 4 КАС Украины предусматривает, что юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен другой порядок судебного решения. Согласно ч. 1 ст. 17 КАС Украины юрисдикция административных судов распространяется на правоотношения, возникающие, в частности, в связи с осуществлением субъектом властных полномочий властных управленческих функций.

Рассмотрев спор в порядке гражданского судопроизводства, суд первой инстанции, с выводом которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, оставил без внимания, что истец — Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля — обратилась в суд как субъект властных полномочий во исполнение властных управленческих функций по осуществлению архитектурно-строительного контроля в связи с нарушением застройщиком требований законодательства по вопросам строительства, градостроительства и архитектуры, и не проверил, что отношения между сторонами являются публично-правовыми и указанный спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, предусмотренном КАС Украины (постановление Судебной палаты в гражданских делах Верховного Суда Украины от 24 июня 2015 г. в деле № 6-381цс15).

То есть, если иск о сносе самовольно построенного недвижимого имущества заявлен инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля как субъектом властных полномочий во исполнениевластных управленческих функций по осуществлению архитектурно-строительного контроля в связи с нарушением застройщиком требований законодательства по вопросам строительства, судам необходимо проверять, не являются ли отношения между сторонами публично-правовым и подлежит ли указанный спор разрешению в порядке гражданского судопроизводства (постановление судебных палат по гражданским и административным делам Верховного Суда Украины от 17 сентября 2014 г. в деле № 6-137цс14).

В противном случае, например, если истец обращается как собственник имущества – спор решается в порядке гражданского судопроизводства. Так, спор по иску районной администрации (исполнительного органа городского совета) о сносе объекта самовольного строительства, построенного на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этой цели, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в таком случае истец обращается в суд как собственник данного земельного участка за защитой нарушенного гражданского права, следовательно, данный спор не касается защиты прав, свобод и интересов в сфере публично-правовых отношений, а связан с разрешением вопроса о праве собственности на землю. Итак, закрывая производство по делу в части исковых требований Шевченковской районной администрации Львовской городского совета, суд кассационной инстанции, установив, что предметом настоящего спора является объект недвижимости, построенный на земельном участке, который относится к государственной форме собственности, находится в совместном пользовании физических лиц и не был отведен застройщику в установленном порядке для строительства этого объекта, пришел к ошибочному выводу о том, что Шевченковская районная администрация Львовского городского совета обратилась в суд как субъект властных полномочий на выполнение властных управленческих функций, поэтому отношения между сторонами являются публично-правовыми и указанный спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства (постановление Верховного Суда Украины от 9.11.2016 в деле № 6-1403цс16).

Законодательством также предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил в сфере строительства (ст.ст. 53-1, 96, 96-1 КоАП, 97 КоАП, ст. 197-1 УК Украины, Закон Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.1994 г.).

Закон Украины «Об основах градостроительства» устанавливает, что лица, виновные в несоблюдении государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве, выполнении строительных и реставрационных работ без разрешения и утвержденного в установленном порядке проекта или с отклонением от него, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

В соответствии с Законом Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» дела о правонарушениях рассматриваются соответствующей инспекцией Госархстройконтроля. Основанием для рассмотрения дела о правонарушении в сфере градостроительства является протокол. Вместе с протоколом составляется предписание об устранении допущенных нарушений. Субъекты градостроительства, которые являются заказчиками строительства объектов (в случае производства градостроительной деятельности), или те, что выполняют функции заказчика и подрядчика одновременно, несут ответственность в виде штрафа за различные правонарушения. Например, за выполнение подготовительных работ без сообщения о начале их выполнения, а также наведение недостоверных данных в таком сообщении - в размере пяти минимальных заработных плат. В случае неуплаты штрафа в указанный срок его взыскивают в судебном порядке.

Привлечение лица к административной или уголовной ответственности за самовольное строительство не лишает соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или лиц, права которых нарушены самовольным строительством недвижимого имущества, возможности предъявить иск о перестройке или сносе самовольно построенного объекта недвижимости, а также о возмещении расходов, связанных с приведением земельного участка к предыдущему состоянию [1].

Срок исковой давности на требования о проведении перестройки или о сносе самовольно построенного объекта не считается пропущенным независимо от продолжительности времени, прошедшего после начала или завершения строительства.

До решения дела по сути суд может решить вопрос об обеспечении иска путем наложения запрета на эксплуатацию такого объекта недвижимости.

Литература:

1. Постанова Пленуму Вищого спеціалізованого суду України з розгляду цивільних і кримінальних справ від 30.03.2012 № 6 «Про практику застосування судами статті 376 Цивільного кодексу України (про правовий режим самочинного будівництва)».

Источник: Я и Закон

  • 2737

    Переглядів

  • 0

    Коментарі

  • 2737

    Переглядів

  • 0

    Коментарі


  • Відключити рекламу

    Залиште Ваш коментар:

    Додати

    КОРИСТУЙТЕСЯ НАШИМИ СЕРВІСАМИ ДЛЯ ОТРИМАННЯ ЮРИДИЧНИХ ПОСЛУГ та КОНСУЛЬТАЦІЙ

    • Безкоштовна консультація

      Отримайте швидку відповідь на юридичне питання у нашому месенджері, яка допоможе Вам зорієнтуватися у подальших діях

    • ВІДЕОДЗВІНОК ЮРИСТУ

      Ви бачите свого юриста та консультуєтесь з ним через екран , щоб отримати послугу Вам не потрібно йти до юриста в офіс

    • ОГОЛОСІТЬ ВЛАСНИЙ ТЕНДЕР

      Про надання юридичної послуги та отримайте найвигіднішу пропозицію

    • КАТАЛОГ ЮРИСТІВ

      Пошук виконавця для вирішення Вашої проблеми за фильтрами, показниками та рейтингом

    Популярні новини

    Дивитись усі новини
    Дивитись усі новини
    logo

    Юридичні застереження

    Protocol.ua є власником авторських прав на інформацію, розміщену на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не вказано інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, ящик-шота, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб - сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protocol.ua обов`язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація тощо.

    Повний текст