Главная Блог ... Аналитические статьи Статьи Законопроект №6688: «Роскомнадзор» в Украине или инструмент защиты от агрессора Законопроект №6688: «Роскомнадзор» в Украине или и...

Законопроект №6688: «Роскомнадзор» в Украине или инструмент защиты от агрессора

  • Автор: 

    Автор не указан

  • 0

  • 0

  • 1387

Отключить рекламу
 - tn1_zakonoproekt_6688_roskomnadzor_v_ukraine_ili_instrument_zashchiti_ot_agressora_5b3a42db7d39d.jpg

В пятницу, 22 июня, Верховная Рада внесла на рассмотрение законопроект №6688, зарегистрированный еще летом 2017 года. По мнению участников рынка, под заголовком «О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере» депутаты пытаются в очередной раз ввести цензуру в интернете, предлагая блокировать сайты без решения суда и создать реестр запрещенных сайтов. В свою очередь в СБУ настаивают, что законопроект позволяет защитить Украину в условиях гибридной войны с Россией.

AIN.UA собрал аргументы «за» и «против», чтобы разобраться, чем может быть опасен данный закон и действительно ли спорные нормы, которые предложили ввести депутаты, необходимы для информационной безопасности страны.

Основные нормы, которые предлагается ввести законопроектом с целью обеспечения информационной безопасности Украины и быстрого реагирования на киберугорозы:

  1. Временная блокировка информационных ресурсов. Применяется по ходатайству следователя или прокурора следственным судьей, но в особо «неотложных случаях» может быть начата без решения суда. Такая блокировка применяется на 48 часов.
  2. НКРСИ должна вести «Единый реестр судебных решений и санкций в сфере телекоммуникаций», то есть по сути реестр запрещенных сайтов — в него включаются домены, которые в Украине запрещены.
  3. Операторы связи обязаны за свой счет закупать оборудование для осуществления блокировок и мониторинга трафика.
  4. В случае невыполнения требований о блокировках и других норм законопроекта, операторам грозит штраф в размере от 1% годового оборота.
  5. В проекте закона угрозами информационной безопасности называют, в частности, «влияние на принятие решений или совершение действий органами государственной власти». Такие угрозы предлагают считать частью «технологического терроризма». По сути, такой угрозой могут признать статью в СМИ или пост блогера, критикующего власть.

Спустя почти год этот законопроект внезапно всплыл в Раде — в пятницу рассмотреть его не успели, а следующее заседание состоится лишь во вторник, 3 июля. Между тем предприниматели бьют тревогу уже сейчас. Интернет-ассоциация Украины выступила резко против данного законопроекта и в частности норм, которые связывают с диктаторским законом «16 января».

Пользуйтесь консультацией: Оформлення біометричних документів для громадян ,які раніше документувалися на територіях , тимчасово-окупованих російсько-террористичними військами (ОРДЛО та Крим)

Аргументы «против»

По мнению председатель ИнАУ Александра Федиенко, от принятия законопроекта выиграют нечестные политики, а чиновники и силовики не преминут воспользоваться новыми возможностями коррупционного давления на бизнес. Проиграют — украинские абоненты, для которых подорожает интернет, а также украинский бизнес.

«Документом предлагается фактическое введение интернет-цензуры во внесудебном порядке, закупку операторами за собственные средства оборудования для блокировки контента, а также целый ряд норм, которые подражают «лучшему опыту» КНДР, Ирана, РФ, не говоря уже о диктаторских законах Януковича от 16 января 2014 года, и полностью игнорируют опыт демократических стран, в том числе тех, которые находятся в состоянии войны (например, Израиля)», — говорится в позиции ИнАУ относительно законопроекта №6688.

Ассоциация призвала депутатов снять документ с рассмотрения и направила в парламент письма с аргументацией и анализом. По мнению участников ассоциации — представителей крупных интернет- и телеком-провайдеров на украинском рынке, законопроект грозит удорожанием интернет-доступа для украинских пользователей, банкротством операторов телекоммуникаций, а также несет в себе угрозу свободе слова в Украине, опасен внедрением политической цензуры.

«Авторы законопроекта сознательно или нет предлагают Украине скопировать на украинскую почву российский опыт и «Роскомнадзор».

В ИнАУ считают, что предлагаемые законопроектом новации не только не способствуют противодействию угрозам нацбезопасности Украины в информационном пространстве, а наоборот, значительно увеличат возможности агрессора для проведения кибератак на украинском информационные ресурсы.

Аргументы «за»

В СБУ считают, что законопроект наоборот защищает Украину. Вчера на пресс-конфереции представитель службы безопасности Валерий Удовиченко заявил, что в условиях гибридной войны с Россией законопроект развяжет правоохранителям руки в борьбе с агрессором: следователь или прокурор наконец получат инструмент быстрого реагирования на угрозы во время расследования особо тяжких преступлений.

В защиту законопроекта высказалась также юрист-криминолог, Анна Маляр. Она акцентировала, что в законопроекте предусмотрены «предохранители», которые должны помешать силовикам злоупотреблять полномочиями при блокировках сайтов. В частности, блокировки без решения суда ограничены по времени — 48 часов. По их истечению следователю придется все равно обратится в суд, и если суд отклонит ходатайство — повторно заблокировать ресурс на 48 часов нельзя.

Кроме того, законопроект предусматривает исключительные случаи, когда сайты могут быть временно блокированы, и владельца обязательно предупреждают об этом — то есть у него есть возможность оспорить решение.

Вместе с тем, Маляр предложила расширить перечень предохранителей, чтобы общество было уверено в том, что процедура не будет использоваться для борьбы с политическими оппонентами и бизнес-конкурентами в сфере коммуникаций: «В частности, можно отметить, что досудебный порядок возможен только во время войны. Во всех случаях это будет только после разрешения суда».

Она также предложила включить в законопроект положения об ответственности правоохранительных органов в случае, если суд не определит оснований для досудебного блокирования ресурсов.

«Тогда правоохранители пусть сами выбирают, либо они сначала идут в суд, либо они точно уверены в том, что имеют все доказательства, чтобы потом суд предоставил свое разрешение.

Кроме того, необходимо очень четко предоставить формулировки и сузить сферу применения этих норм со стороны правоохранителей во избежание злоупотреблений. К примеру, мы можем распространить действие этих норм, то есть досудебного блокирования, для преступлений против основ национальной безопасности, мира и международного осложнения», — подчеркнула юрист.

«Отдельную горячую дискуссию вызвало определение технологического терроризма в законопроекте. Здесь, собственно нечего спорить, норму надо переделывать, потому что она «мертвая» и не коррелирует с Уголовным кодексом. Но потребность наконец зафиксировать в законе технологический терроризм есть. Это реалии, в которых мы живем, и террористы не ждут пока мы примем соответствующий закон. Они уничтожают высокотехнологичные объекты, объекты критической инфамаструктуры», — написала Маляр в Facebook.

Ранее Нацполиция предложила блокировать сайты, ссылаясь на европейские нормы.

Таблоид: "Заслуженные" без заслуг

Нацполиция предлагает блокировать сайты, ссылаясь на европейские нормы. Что с этим не так

На украинском рынке телекоммуникаций обсуждают очередной законопроект, в котором под видом европейских норм продвигают совсем не европейские практики — в частности блокировку сайтов. Изначальная редакция закона вызвала много замечаний, однако несмотря на усилия участников рынка, в новой редакции они не были учтены, сообщает ain.ua.

Проект предложила Национальная полиция еще весной 2017 года, его цель — имплементация в украинское уголовное законодательство норм Конвенции о киберпреступности, одобренную Советом Европы в Будапеште в 2011 году. Преимущественно речь в законе идет о порядке следственных действий при раскрытии киберпреступлений. Однако между делом в него вписали положения о блокировке сайтов, которые к конвенции не имеют отношения и не упоминают в ней.

Положения, которые вызвали негативную реакцию участников рынка, выделил председатель ИнАУ Александр Федиенко. Помимо блокировок сайтов, в законопроекте также содержатся требования к провайдерам предоставлять по запросу спецслужб и правоохранительных органов персональные данные об «особах конечных пользователей» (причем, термин «конечный пользователь» в проекте не определен) и хранить их данные и трафик не менее 90 дней. По мнению экспертов, такие требования не соответствуют Европейскому праву.

Світлина від Александра Федиенка.Світлина від Александра Федиенка.Світлина від Александра Федиенка.Світлина від Александра Федиенка.

Світлина від Александра Федиенка.Світлина від Александра Федиенка.Світлина від Александра Федиенка.Світлина від Александра Федиенка.

Вспомните новость: Окружение Путина под угрозой. Минфин США опубликовал "кремлевский список": все, что нужно знать

«ИнАУ ранее направляла по предварительным версиям этого ЗП ряд замечаний. Кое-что из второстепенных замечаний учтено, но ключевые моменты в этом последнем варианте не учтены. Самое главное: под названием имплементации Конвенции туда подсовывают блокирование доступа к сайтам. В Конвенции по киберпреступности (Будапештская конвенция) о блокировании доступа – ни слова», — сообщил AIN.UA исполнительный директор ИнАУ Владимир Куковский.

«Насколько я сейчас понимаю, их «хитрость» — в «неправильном» переводе понятия Freezing доступа — одного из ключевых понятий Конвенции, — пояснил директор NetAssist Максим Тульев в комментарии AIN.UA. — Идея Freezing — в том, что следователь, видя на его взгляд нарушение закона ресурсом интернета, немедленно выдаёт оператору или хостеру ордер на заморозку данных. Это НЕ блокировка ресурса — ресурс остается доступным в штатном режиме. Это ордер, который запрещает клиенту и хостеру что-либо изменять в контенте, логах, данных — чтобы специально или случайно не уничтожились улики преступления. Иногда дается еще и ордер оператору сохранять весь проходяший к этому ресурсу трафик».

Далее следователь идет к судье и получает судебный допуск к данным, получает сами данные (доказательства) в неизменном виде. Или не получает, если судья решит, что основания недостаточны. «Как по мне, очень правильная тема. Вот только этот фризинг к блокировке доступа не имеет ни малейшего отношения», — заключил Тульев.

Целиком проект закона опубликовал у Максима в Facebook. «Как обычно, россиян не только догоняем, но и сразу перегоняем на голову», — написал он.

Закон еще не подан в парламент. Сейчас проходит процедура согласования проекта с госорганами, в рамках которой его вчера одобрила НКРСИ, но с рядом существенных замечаний. Регулятор предлагает «доработать проект Закона с целью приведения его в соответствие с Конвенцией про киберпреступность». В частности, указать, что блокировке должен подвергаться не весь сайт, а только запрещенная информация.

«Закон об имплементации Конвенции должен быть посвящен исключительно имплементации Конвенции. А по блокированию сайтов пусть предлагают и продвигают другой закон, и убеждают парламент», — подчеркнул Куковский.

Проект сравнивают со злополучным №6688, который в итоге провалился на голосовании. Напомним, в проекте закона, в частности, предлагали разрешить блокировать доступ к ресурсам по ходатайству следователя или прокурора следственным судьей. Но в особо «неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей или предотвращением особенно тяжкого преступления» — без решения суда на 48 часов.

Вспомните новость: "В Симферополе была угроза моей жизни, под Луганском машину обстреляли". Главное из показаний Порошенко в суде над Януковичем

Автор статьи: Майя Яровая

Фото: Еспресо.TV

  • 1387

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 1387

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные аналитические статьи

    Смотреть все статьи
    Смотреть все статьи
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст