Главная Блог ... Новости Старые литовские. В Украине появилась полуторамиллионная армия людей, которые ездят на нерастаможенных легковушках Старые литовские. В Украине появилась полуторамилл...

Старые литовские. В Украине появилась полуторамиллионная армия людей, которые ездят на нерастаможенных легковушках

Отключить рекламу
Старые литовские. В Украине появилась полуторамиллионная армия людей, которые ездят на нерастаможенных легковушках - tn1_0_15637500_1499940882_5967481226365.jpg

Они не только снизили продажи новых бюджетных иномарок, но и заставили государство искать пути их легализации

За последние два года Европа стала ближе к Украине. По крайней мере, если говорить о покупке автомобиля с пробегом, зарегистрированного в ЕС,— подобными теперь торгуют буквально на обочинах киевских улиц.

Так, недалеко от метро Житомирская, за рядами ларьков, расположен один из так называемых рынков — стоянка, забитая ультрадешевыми “европейцами”. Около € 2,0–4,5 тыс.— вот цена этих уже поездивших по ЕС, но все еще крепких и аккуратных с виду автомобилей.

Секрет их дешевизны в том, что они завезены в Украину нерастаможенными. То есть формальным владельцем является литовская или польская фирма, а фактическим собственником станет украинский гражданин. Тонкости отечественного законодательства позволяют покупателю годами ездить на таких автомобилях.

Вспомните новость: В Украине стартовал отлов нерастаможенных автомобилей из ЕС

“Проблем с ними нет. В крайнем случае, если изменится закон, на разборку [разобранную на запчасти] за € 1,5 тыс. сдашь”,— объясняет корреспонденту НВ смуглый парень, постоянно обитающий на импровизированном авторынке на Житомирской. Он — один из тех, кто готов под заказ пригнать сюда машину из Европы. “Давай € 200 задатка — чтобы мы понимали серьезность твоих намерений, и начинаем работу”,— тут же предлагает этот парень, представившийся Ильей.

Подобные торговцы не выглядят миллионерами, но в стране их так много, что совместными усилиями они уже обеспечили своим “товаром” едва ли не пару миллионов человек. Чаще всего такие автодилеры предлагают машины на литовских или польских номерах.

Елена Чепижко, директор департамента общественных связей компании Еврокар, которая выпускает в Украине автомобили бренда Skoda, поясняет: никто в стране не может назвать точное количество машин на еврономерах, которые ездят по отечественным дорогам. Ее персональная консервативная оценка — около 1,5 млн.

Эти люди превратились в общественную силу, не боящуюся в споре с властями перекрывать дороги и вступать в конфликты с полицией. А подобное случается все чаще: чиновники пытаются остановить или как‑то урегулировать поток “автохлама”, грозя его владельцам санкциями и штрафами. В ответ владельцы иномарок на еврономерах объединяются и требуют безусловной легализации.

Пользуйтесь консультацией: Юридические последствия управления нерастаможенным авто

Сквозь дыру в законе

Покупка легковушки на иностранных номерах — дело нескольких часов, если брать уже пригнанную в Украину машину, или недели — если ввозить авто под заказ.

Дальше автомобиль из ЕС, как правило, класса люкс и недорогой, начинает служить своему украинскому клиенту.

“В основном это машины, которые после оформления документов стоят порядка € 5 тыс.”,— говорит Сергей Федчун, начальник отдела продаж автомобилей с пробегом Das Welt Auto компании Порше Украина, торгующей брендами концерна VW. Более дорогие экземпляры если и берут, то лишь те, кому “очень хочется классный автомобиль за малые деньги”.

У подобных машин есть еще одна общая характеристика — они произведены до 2010 года, когда в ЕС ввели новые эконормы Евро-5, что существенно удешевило ранее выпущенные машины на вторичном рынке.

Завезти таких недорогих “старичков” без нарушения закона в Украину уже нельзя — официальный Киев также присоединился к Евро-5. Но главное даже не это, а возможность заметно сэкономить на фискальных платежах. И речь идет о значительной сумме, составляющей до 50% от первоначальной цены.

Пользуйтесь консультацией: Что делать, если потеряны или украдены номерные знаки автомобиля?

Так, Volkswagen Passat 2010 года выпуска с 2‑литровым дизельным двигателем в Литве можно купить за € 5,5–6 тыс. При этом, чтобы растаможить его официально в Украине, нужно заплатить € 2,8–3,1 тыс.

О том, как украинцы экономят на подобных платежах, НВ объяснили в одной из многочисленных фирм, которые сегодня поставляют автомобили на еврономерах отечественным покупателям.

Варианта два: временный ввоз или транзит.

Первый малопопулярен, потому что не слишком удобен и предполагает друга-иностранца. Его суть такова: в Украину без таможенных сборов на своем автомобиле въезжает гражданин ЕС. Здесь он его фактически продает, а формально выдает доверенность на покупателя-украинца. Но через год иностранец вновь должен вывезти и ввезти свой автомобиль в Украину. Кроме того, он обязан покупать у себя в стране полис обязательного страхования — € 50 раз в полгода — и проходить техосмотр, без которого автомобиль снимут с учета. А если машина попадет в Украине на штрафплощадку, забрать ее сможет лишь формальный владелец.

Техосмотр, который в ЕС машины проходят раз в пять лет, фигурирует и во втором варианте — транзитном. Но здесь он является лишь второстепенным фактором.

Схема транзита завоевала среди соотечественников-автолюбителей популярность благодаря своей простоте.

В страну въезжает уже гражданин Украины. Сама машина, как правило, оформляется на специально созданную компанию в Литве, которая “передает” украинцу право на пользование легковушкой по договору поручения на 50 лет. Покупателя-соотечественника даже могут вписать в техпаспорт.

Згадайте новину: Право на безлад: Податкова продовжує стягувати незаконний збір з автовласників

Срок пребывания транзитной машины в стране составляет 5–10 дней. Если больше, то фискалы на границе выписывают штраф — 8,5 тыс. грн. Уже на территории страны за транзитной машиной никто гоняться не станет для проверки документов, да и полиция не имеет доступа к базам Госфискалслужбы (ГФС), которая отмечает все то, что пересекает границу. А потому единственной причиной, которая заставляет владельца “литовца” все же заплатить эти 8,5 тыс. грн, остается техосмотр. То есть раз в пять лет ради него украинский пользователь евромашины все же вынужден будет проехать через границу. Чтобы забыть о ней на следующие пять лет — если его потрепанная колесница на номерах ЕС выдержит очередной украинский цикл эксплуатации.

Причем продавцы “литовцев” не только сами ввозят машину в страну. Они еще и документально оформляют сделку, платят страховку и проходят в ЕС техосмотр перед продажей. Кроме того, обещают клиентам и круглосуточное юридическое сопровождение.

Итог всех этих ухищрений — добротный иностранный автомобиль с европейской историей эксплуатации по цене изрядно потрепанной на украинских дорогах дешевой российской Лады.

Могильщики бюджетных иномарок

"Транзитные" машины на еврономерах расплодились в стране в таком количестве, что уже отчетливо влияют на продажи самых демократичных иномарок, только-только сошедших с конвейера.

Как отмечают в компании AUTO-Consulting, в 2015 году на низший ценовой сегмент приходилось 33% продаж новых машин в стране, в 2016‑м — 25%, а по состоянию на май нынешнего года — 24%.

Вспомните новость: Как ездить на нерастаможенном автомобиле в Украине?

И если за полгода 2017‑го рынок автомобилей с конвейера в Украине в целом вырос на треть, то ультрадемократичный сегмент нарастил в продажах лишь 17%.

“Ввоз автомобилей на иностранных номерах существенно затронул бюджетный сегмент рынка новых машин,— говорит Олег Омельницкий, директор AUTO-Consulting.— И тенденция усугубляется”.

Еще отчетливей протекторы европейской автовторички отпечатались на судьбе новых коммерческих автомобилей: этот сегмент в Украине и вовсе просел на 3,5%, попросту не выдержав конкуренции с “еврохламом”.

Европейские риски

Юрист Андрей Вігіринский, заместитель руководителя компании Публичный аудит, утверждает: как бы ни хорохорились владельцы машин на еврономерах, а также торговцы евровторичкой, транзит — все равно нарушение, хоть и административное.

Кроме того, владельцы автомобилей с еврорегистрацией не защищены в правах собственности с точки зрения украинского законодательства — договоры, по которым они купили машину, не имеют в стране юридической силы: право использовать транспорт для личных нужд есть только у тех, кто ввез его.

При этом евромашина угрожает и другим автовладельцам. “Если собственник автомобиля с украинской регистрацией попадет в ДТП по вине “литовца”, то он рискует не получить средства на ремонт от виновного”,— говорит Вигиринский.

Згадайте новину: Закон про розмитнення авто стає «схемою»

Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, профессионально отстаивающий интересы официальных торговцев, также предупреждает: пользователь иностранного автомобиля фактически не получает никаких прав на транспортное средство.

Сам Назаренко даже слышал историю о том, как с покупателя автомобиля с литовской регистрацией по телефону неизвестные требовали € 100, угрожая, что в противном случае машину подадут в Литве в розыск.

И тем не менее миллионы украинских граждан ездят на иностранных номерах. “У нас налоги слишком высокие, поэтому у людей и возникает искушение нарушить закон”,— резюмирует Назаренко.

Почему ими не интересуются госорганы? У Вигиринского есть ответ: ГФС и Нацполиция никак не могут согласовать свои действия в этом вопросе. Ведь если они захотят, то вполне способны отладить систему противодействия “европейцам”: приостанавливать ввоз подозрительных машин, конфисковывать сами автомобили или документы на них, а также штрафовать нарушителей.

Но, по словам экспертов, пока власти не хотят лишний раз злить миллионы избирателей. На фоне падения уровня жизни многие украинцы увидели в импорте дешевых машин из ЕС некую компенсацию. И свое право на подобный подарок они готовы отстаивать силой: так, собственники автомобилей на иностранной регистрации уже несколько раз блокировали магистрали и даже часть столичных улиц, добиваясь от властей легализации своих машин.

Четыре колеса проблемы

Интересы украинцев, которые используют евровторичку, защищает уже целая общественная организация — Авто Евро Сила. Ее руководитель Александр Чернявский поясняет: они хотят, чтобы украинцам позволили ездить на иностранных номерах при условии уплаты в бюджет ежегодного взноса в € 200. “За год от таких платежей набежит 10 млрд грн в бюджет,— говорит он.— А если изменятся правила растаможки, владельцы еще и заплатят пошлину”.

Згадайте новину: Нові податки для власників автомобілів у 2017 році

Не против компромиссной схемы и официальные торговцы. Елена Чепижко из Еврокара говорит: можно было бы провести единовременную амнистию — предоставить определенный период для легализации уже ввезенных иномарок. А потом привести рынок в соответствие с законодательством.

Каким образом провести амнистию — этот вопрос предстоит решить Верховной раде, объясняет Роберт Горват, народный депутат фракции Блока Петра Порошенко (БПП) и автор закона о снижении акциза на импорт иномарок. По его словам, сейчас в парламенте лежит несколько соответствующих законопроектов.

Один из них подразумевает платный въезд и выезд для иностранных автомобилей — по € 300 на год. Но сам представитель БПП отстаивает проект единоразовой регистрации всех евромашин, при которой единственной допнагрузкой для их владельцев станет уплата НДС.

При этом Горват против того, чтобы пропускать старье,— мол, через сито должны пройти лишь машины с высокими экологическими нормами выхлопа, которые щадят окружающую среду.

“Идея в том, чтобы перевести все на постоянные номера, легализовать и за полгода вычистить автотерриторию Украины. А потом поставить предохранители, чтобы оно больше не ехало”,— поясняет депутат.

Поскольку Горват представляет пропрезидентское большинство, шансов на одобрение парламентом у его законопроекта достаточно. Впрочем, как и времени у желающих завезти из Литвы машину, чтобы позже попасть под действие подобного документа: до летних каникул Рада за него вряд ли возьмется. Так что “еврохлам” в Украине по осени считать будут.

Автор: Вадим Макеев, Андрей Юхименко

Источник: Новое время

  • 2021

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 2021

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные новости

    Смотреть все новости
    Смотреть все новости
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст