Главная Блог ... Новости Как украинцы будут сами собирать себе на пенсии: все плюсы и минусы накопительной системы Как украинцы будут сами собирать себе на пенсии: в...

Как украинцы будут сами собирать себе на пенсии: все плюсы и минусы накопительной системы

Отключить рекламу
Как украинцы будут сами собирать себе на пенсии: все плюсы и минусы накопительной системы - tn1_0_72168600_1499007469_595909edb03c2.jpg

Накопительная пенсионная система может появиться в Украине гораздо раньше, чем того хочет Минсоцполитики. Напомним: последнее заявило, что запуск новой схемы нужно отложить на 5-7 лет, пока не будет покрыт дефицит Пенсионного фонда.

Но опрошенные эксперты уверены, что накопительное пенсионное обеспечение нужно запускать если не с началом реформирования солидарного уровня, то максимум, с 2019 года.

И экспертное сообщество уже сумело заручиться поддержкой многих народных депутатов. К тому же эксперты не уверены в точности расчетов Кабмина сроков выхода ПФ на бездефицитность, и в том, что правительство учло все риски, которые могут подкорректировать пенсионные прогнозы.

Згадайте новину: Роботодавцям заборонили скорочувати працівників, яким залишилося менше 3-х років до пенсії

Виктор Андреевич, почему Кабмин обошел вниманием накопительный уровень?

Головной болью для ПФ, Минсоцполитики и Кабмина является именно солидарная система. Можно предположить, что при подготовке изменений в солидарной системе оценивалась вероятность прохождения законопроекта в Верховной Раде. Возможно, Кабмин не захотел усложнять подаваемый законопроект. Какими бы непопулярными не казались предложения правительства по солидарной системе, для него главное провести изменения в солидарной системе, не усложняя закон.

Что нужно для запуска обязательного накопительного уровня, который давно предусмотрен законодательством.

В законе об общеобязательном государственном пенсионном страховании прописан второй уровень накопительной системы. Чтобы он заработал, необходимо только решение о запуске. Но в том виде, в каком система прописана, с включением в нее государственного фонда, ее запускать нельзя. Накопительная система не может базироваться на централизованных принципах. Нельзя создавать единый накопительный фонд. Государство в этом фонде будет играть ключевую роль и в этом случае возникают риски, что накопления в полном объеме могут быть перекачаны через облигации в бюджет.

Вспомните новость: Перезагрузка пенсий: что добавят, что отберут по рекомендациям МВФ

Эксперт по вопросам пенсионной системы инициативы "Реанимационный пакет реформ" Галина Третьякова говорила о подготовке законопроекта по обязательному накопительному уровню, в котором будет предусмотрена «отвязка» от госфонда. Он войдет в пакет документов от Кабмина?

По имеющейся информации, в ближайшее время в ВР будут внесены законодательные инициативы по введению обязательной накопительной системы, которые вполне могут дополнить реформу, предложенную Кабмином. Было бы идеально, если бы законопроект об обязательном уровне приняли до конца этой сессии и ввели систему в действие с января 2018 г. Если вопрос принятия перенесется на осень, то систему можно будет запустить не раньше лета 2018 г. Надо хотя бы полгода на подготовку запуска.

Какие планируются новации по обязательному накопительному уровню?

Главное - децентрализация системы накоплений. Т. е обслуживать этот уровень накоплений должны негосударственные пенсионные фонды (НПФ). При централизованной системе много рисков. Это «соблазн» закачать все средства в бюджет, риск «национализации» средств, как это произошло в России. Это возможно сделать только когда фонд находится в управлении государства. Также при централизованной системе больше риски при глобальных кризисах. Еще один риск централизованной системы – появление одного фонда-монстра, который убьет любую конкуренцию на рынке ценных бумаг и в других финансовых сегментах. Он будет выступать неким глобальным маркет-мейкером, диктующим условия.

Вспомните новость: Демографический кризис: где взять деньги на пенсии и во сколько это обойдется бюджету

Будут ли ужесточать требован к НПФ, которые допустят к работе с накоплениями второго уровня?

Фильтры обязательно должны быть. Без соблюдения определенных требований вырастут риски накоплений в этих НПФ. Необходимо минимально подкорректировать правила допуска НПФ к обслуживанию средств украинцев, это же касается работы компаний по управлению активами и банков-хранителей пенсионных активов. Также надо предусмотреть правила инвестирования средств на переходный период в 2-3 года и после его окончания. Например, при нынешних условиях инвестирование в акции предприятий и корпоративные облигации ограничено, так как мало бумаг предприятий, соответствующих необходимому уровню листинга. Следует учитывать и вероятность запуска рынка земли и предусмотреть вложения в него средств НПФ в каком-то объеме. Это станет дополнительным фактором для капитализации рынка, установления реальной стоимости земли, также неплохим вариантом для инвестирования пенсионных активов.

Как будут спасать средства НПФ в случае кризиса?

Законодательная инициатива предусматривает изменение закона о системе гарантирования вкладов физических лиц с целью введения дополнительной защиты и гарантирования прав участников накопительной системы, как и банковских вкладчиков. Подобная система страхования накоплений способна поддержать какой-либо из НПФ в случае падения стоимости активов при экономическом кризисе, гарантировав его участникам сохранение средств. При этом, если на рынке будет один централизованный накопительный пенсионный фонд, то никакая система гарантирования не справится с его «спасением». Децентрализации системы тем и хороша, что все рыночные и нерыночные риски распределяются по всем НПФ, а не концентрируются в одном большом. По моей оценке, из существующих 64 НПФ к обслуживанию обязательного уровня могут быть допущены около половины.

Вспомните новость: Украине рано или поздно придется повысить пенсионный возраст - Миклош

Какие выгоды получат люди при обязательном накопительном уровне?

Скорее не выгоды, а четкие правила: накапливаемые средства, в отличии от солидарной системы, будут передаваться по наследству, если человек не доживет до периода пенсионных выплат. Также эти средства могут быть полностью или частично использованы при критических жизненных ситуациях, например, для лечения тяжелых болезней. Человек гарантировано сможет сменить НПФ, если не будет доволен результатами его работы. Предусматривается, что Пенсионный Фонд будет неким глобальным администратором, через который взносы людей станут перенаправлять по выбранным НПФ. ПФ будет знать, что происходит с накопительным счетом каждого человека и информировать его о состоянии счета.

Работодатели будут иметь отношения к обязательному накопительному уровню?

При введении обязательного накопительного уровня украинцы младше 35 лет должны будут сами выбрать НПФ, в который пойдут их отчисления. Это сделают и люди старшего поколения, которые захотят присоединиться к накоплениям добровольно. Если ничего не выберут, обязанность выбора НПФ возлагается на работодателя. Также работодатели сами смогут создавать НПФ. Почему не аккумулировать дополнительный ресурс, если, например, на каком-то предприятии 10-30 тыс. сотрудников? Более активное участие работодателей в обязательной системе возможно в случае их стимулирования, в частности, налогового, к дополнительным отчислениям в пользу работников. В этом направлении, возможно, потребуются дополнительные законодательные решения. Сегодня же важно запустить систему, как таковую, за счет отчислений из заработка работников, постепенно доводя уровень отчислений с 2% до 7%. Попытка глобально решить все проблемы в пенсионной системе может закончится фиаско.

Вспомните новость: Гройсман: Через 10 лет Пенсионного фонда в Украине не будет

В какую сумму оцениваются возможные накопления на втором уровне пенсионной системы?

Если посчитать взносы тех, кому сейчас меньше 35 лет, кто будет обязательно участвовать в системе накоплений, то за первые два года соберут около 15 млрд. грн. А в ближайшие 10 лет, по самым скромным оценкам, накопления составят порядка 420 млрд. грн. Это без учета инвестиционного дохода от их вложений. Если к системе добровольно подключатся те, кому больше 35 лет, то суммы будут гораздо выше. Это длинные инвестиционные ресурсы, которые можно использовать в долгосрочные проекты, для решения задач модернизации экономики и развития инфраструктуры.

Какие еще плюсы получим после запуска системы?

Инвестирование пенсионных накоплений заставит решить проблему надежной фиксации прав собственности, развития фондового рынка и его инструментов, сформировав привлекательный инвестклимат для прихода серьезных объемов внешних инвестиций. Если не создадим систему таких накоплений и инвестирования, а пенсионные средства – основа этого, никогда большой инвестиционный капитал в Украину не зайдет. Будут заходить небольшие рисковые инвестиции. Также введение обязательной накопительной системы будет способствовать экономическому росту, выходу зарплат из тени и их будущему увеличению, что даст дополнительные поступления в госбюджет и в солидарную пенсионную систему.

Вспомните новость: Юрий Гаврилечко: как с украинцев будут брать налог на пенсии

Как запуск второго уровня пенсионной системы может повлиять на монетарную сферу?

Страна, у которой работают свои инвестиции, и в экономику которой вливаются миллиарды гривень, сможет легче достичь стабилизации. Эти ресурсы помогут серьезно повлиять на курс и инфляционные процесс. Причем повлиять, в сторону их сдерживания. Давайте будем откровенны, инфляция ни в одной стране мира не является совершенно неуправляемым процессом. Центробанк и Минфин любой страны в значительной степени сдерживают инфляцию или являются причиной ее скачков. При обязательном накопительном уровне у регуляторов в разы уменьшится склонность к принятию решений, который раскручивают инфляцию. НБУ будет аккуратнее включать печатный станок, а Минфин - предлагать бюджет с большим или скрытым дефицитами. Какое бы правительство не пришло, оно вынуждено будет считаться с наличием накопительной пенсионной системы и проводить политику, предусматривающую их защиту. Любой другой вариант поведения Кабмина может вызвать серьезные социальные потрясения.

Автор: Вита Филонич

Источник: UBR

  • 1405

    Просмотров

  • 0

    Коментарии

  • 1405

    Просмотров

  • 0

    Коментарии


  • Поблагодарить Отключить рекламу

    Оставьте Ваш комментарий:

    Добавить

    Другие наши сервисы:

    • Бесплатная консультация

      Получите быстрый ответ на юридический вопрос в нашем мессенджере , который поможет Вам сориентироваться в дальнейших действиях

    • ВИДЕОЗВОНОК ЮРИСТУ

      Вы видите своего юриста и консультируетесь с ним через экран, чтобы получить услугу, Вам не нужно идти к юристу в офис

    • ОБЪЯВИТЕ СОБСТВЕННЫЙ ТЕНДЕР

      На выполнение юридической услуги и получите самое выгодное предложение

    • КАТАЛОГ ЮРИСТОВ

      Поиск исполнителя для решения Вашей проблемы по фильтрам, показателям и рейтингу

    Популярные новости

    Смотреть все новости
    Смотреть все новости
    logo

    Юридические оговорки

    Protocol.ua обладает авторскими правами на информацию, размещенную на веб - страницах данного ресурса, если не указано иное. Под информацией понимаются тексты, комментарии, статьи, фотоизображения, рисунки, ящик-шота, сканы, видео, аудио, другие материалы. При использовании материалов, размещенных на веб - страницах «Протокол» наличие гиперссылки открытого для индексации поисковыми системами на protocol.ua обязательна. Под использованием понимается копирования, адаптация, рерайтинг, модификация и тому подобное.

    Полный текст